Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки — ямы, колодцы.
Но большую опасность детям весенний паводок представляет для детей.
Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, т.к. чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема.
Кое-кто из подростков умудряются ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически. В этот период ребятам не следует ходить на водоемы. Особенно опасны для жизни глубокие ямы и промоины, которые не всегда огорожены и обозначены предупредительными знаками. Поэтому в этот период следует помнить:
— на весеннем льду легко провалиться;
— перед выходом на лед проверить его прочность — достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом;
— быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
— весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Выходить в весенний период на отдаленные водоемы;
— переправляться через реку в период ледохода;
— подходить близко к реке в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и, следовательно, обвалу;
— собираться на мостах, плотинах и запрудах;
— приближаться к ледяным затором, отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема, ходить по льдинам и кататься на них (нередко дети используют всевозможные плавающие средства и бесхозные лодки, чтобы покататься по первой воде)
РОДИТЕЛИ!
Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми. Разъясняйте правила поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Не разрешайте им кататься на самодельных плотах, досках, бревнах или плавающих льдинах. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка. Следует провести беседы «О правилах поведения на льду и на воде». Долг каждого воспитателя и родителя- сделать все возможное, чтобы предостеречь детей от происшествий на воде, которые нередко кончаются трагически.
ДОШКОЛЬНИКИ!
Не выходите на лед во время весеннего паводка.
Не катайтесь на самодельных плотах, досках, бревнах и плавающих льдинах.
Не прыгайте с одной льдины на другую.
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах — они могут обвалиться.
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды.
Не подходите близко к заторам, плотам, запрудам, не устраивайте игр в этих местах.
Не подходите близко к ямам, котловинам, канализационным люкам и колодцам.
Наше государство является великой морской и речной державой. Оно раскинуло свои просторы на тысячи километров, имеет выход к трем океанам. В водную систему его вход четырнадцать морей. В стране протекает около ста тысяч больших и малых рек, созданы крупные водохранилища.
Волгоградская область является составной частью России. В последнее время на ее водоемах сложилась тревожная обстановка, вызванная увеличением в 2-3 раза трагической гибели людей, и особенно детей, на воде.
Основными причинами чрезвычайных ситуаций на воде являются:
- Ослабление внимания органов исполнительной власти к проблемам охраны жизни людей на воде;
- Низкая организация и недостаточная финансирование мероприятий по обеспечению безопасности отдыха населения, в том числе детей;
- Нарушение правопорядка на воде и санитарного состояния водоемов, пляжей и мест массового отдыха у воды;
- Незнание правил поведения на воде и соблюдение мер предосторожности, а также пользования маломерными судами;
- Неумение части населения, особенно детьми , плавать.
Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых, так как они не имеют жизненного опыта.
Безопасность людей во время осеннего и зимнего ледостава.
Не только летом, но и зимой многих тянет к реке, озеру. На ледяной глади появляются конькобежцы, лыжники. Минуя дальние мосты и сокращая этим себе путь, идут на противоположный берег пешеходы.
Ледяная поверхность рек и озер, принося людям много удовольствий и создавая им известные удобства, в то же время таит большую опасность для жизни и здоровья человека.
Осенью, как только ударят первые морозы, на водоемах образуется ледяной покров. В стоячих водах (пруды, озера, болота и др.) лед появляется по всей поверхности и раньше, чем на реках с быстрым течением. На крупных водоемах лед появляется, сначала у берега, а с усилением морозов покрывается вся зеркальная гладь. Следует помнить, что на середине реки лед всегда тоньше. Здесь могут быть промоины.
С появлением первого ледяного покрова на водоемах выход на лед запрещается. Тонкий лед не прочен и не выдерживает тяжести человека.
Переходить по льду необходимо по оборудованным транспортным и пешеходным переправам, соблюдая при этом дисциплину и порядок, установленные на них. При отсутствии таких переправ, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми, опытными людьми.
Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги, рискуя провалится под лед.
Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться и идти по проложенной тропе. Во время оттепели на лед выходить опасно. Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомом месте, особенно с обрыва.
При движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места, остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега. Под снегом лед всегда тоньше, чем на открытом месте. Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, в местах, где быстрое течение. Где ручьи впадают в водоемы, выходят родники, вливаются сточные воды промышленных предприятий, где ведется заготовка льда. Темное пятно на ровном снеговом покрове тоже таит опасность: под снегом может оказаться непрочный лед. Безопаснее всего переходить в морозную погоду по прозрачному, с зеленоватым оттенком льду.
При групповом переходе по льду следует двигаться на расстоянии 5-6 м друг от друга. Идущий вперед должен подвязаться веревкой, другой конец ее будет нести идущий сзади, чтобы в случае несчастья прийти ему на помощь.
Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток оборудуется на водоемах, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда и при толщине его не менее 25 см.
Опасно ходить и кататься в одиночку в ночное время и особенно в незнакомых местах.
При переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней. Если приходится идти по целине, то для обеспечения безопасности необходимо крепления лыж отстегнуть, чтобы можно было быстро освободиться от них в случае необходимости. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда.
Нередко дети, особенно подростки, увлекаются ловлей рыбы со льда. Во время рыбной ловли не рекомендуется на небольшой площадке пробивать много лунок, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову необходимо иметь с собой шнур длинной 12-15 м, на одном конце которого крепится груз весом 400-500 г, на другом — петля. Шнур бросается провалившемуся под лед.
Действия провалившегося на льду.
В случае провала льда под ногами необходимо действовать быстро и решительно, широко расставив руки, чтобы удержаться на поверхности, без резких движений, стараясь выползти на поверхность крепкого льда, а затем, лежа на спине или груди, продвигаться в ту сторону, откуда пришел, одновременно призывая людей на помощь.
Лыжник в случае провала льда под ногами должен немедленно отбросить рюкзак, положить поперек трещины палки, лечь на лед, без суеты освободиться от лыж и попытаться, опираясь на палки, выбраться на крепкий лед. При оказании помощи провалившемуся на льду человеку используются как табельные, так и подручные средства.
Если человек провалился под лед вблизи спасательной станции, то спасатели используют табельные спасательные средства, но чаще люди тонут вдали от спасательных станций. В этих случаях следует использовать подручные спасательные средства- жерди, лыжи, лыжные палки, рюкзак, шарф, пальто, ремень, веревки – т.е. любые предметы, находящиеся под рукой.
При оказании помощи провалившемуся под лед опасно подходить к нему близко. К пострадавшему следует приближаться лежа, с раскинутыми в стороны руками и ногами.
Доврачебная помощь провалившемуся на льду.
Провалившийся на льду человек может оказаться в различных состояниях. В одном случае он может просто «выкупаться» в ледяной воде, пока сам или с помощью спасателей не выберется из опасного положения, в другом — он может тонуть, наглотаться воды и потерять сознание.
У незакаленных людей через несколько минут могут возникнуть явления холодного шока с потерей сознания. Если такому человеку не оказать вовремя соответствующую помощь, он может погибнуть. Известно, что при температуре воды, близкой к нулю градусов, потеря сознания может наступить через 15 минут пребывания в воде в одежде.
При оказании помощи пострадавшему в зимних условиях необходимо в первую очередь согреть его. Извлеченного из воды укрывают и быстро доставляют в теплое помещение, где с него снимают мокрую одежду, насухо вытирают, а затем энергично растирают тело.
Для возбуждения сердечной деятельности его поят горячим чаем или кофе. При возможности пострадавший принимает горячий душ в течение 10-15 минут или горячую ванну. Во время согревания в ванне тело растирают мочалкой. Можно согреть тело, используя грелки, бутылки с горячей водой, нагретые камни и другие источники тепла.
В случае отсутствия дыхания и сердечной деятельности пострадавшему оказывают доврачебную помощь. Обмороженные места растираются, обрабатываются спиртом, а затем накладывается стерильная повязка.
Меры безопасности на льду весной.
Нужно знать, весенний лед резко отличается от осеннего и зимнего. Если осенний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу. Детям переходить водоемы весной строго запрещается. Особенно недопустимы игры на льду в период вскрытия рек. Прыгать с льдины на льдину, удалятся от берега очень опасно. Такие поступки, как правило, заканчиваются трагически.
Во время паводка и ледохода опасно находится на обрывистом берегу, так как быстрое течение воды подмывает и рушит его. Вот почему весной, особенно в период вскрытия рек и ледохода, необходимо максимально усилить наблюдение за детьми, вести среди них разъяснительную работу.
Способы спасения утопающего на весеннем льду аналогичны способам спасения на осеннем или зимнем льду, но имеют свои особенности и представляют определенную сложность.
Во-первых, рыхлость льда усложняет действия самого тонущего и требует большой выносливости.
Во-вторых, подвижка льда затрудняет работы спасателей по спасению утопающего как табельными, так и подручными средствами.
В-третьих, спасая тонущего, необходимо умело управлять лодкой, катером с тем, чтобы обойти льдины, раздвинуть их и подойти к утопающему, не усугубив его положение.
В период половодья (паводка) резко увеличивается течение воды, образуя большое количество водоворотов, которые небезопасны не только для утопающих, но и для спасателей.